Сорок лет социалистического феминизма. - Перший Соціальний

Сорок лет социалистического феминизма.

0

100 копия

Свободная Социалистическая Партия была основана в Сиэтле в 1966, в одном их наиболее захватывающих периодах истории США. Освободительная борьба потрясала не только страну, но и весь мир!

Движение за гражданские права, которое открыто противостояло Южному полицейскому государству в 1950-х, воспламенило движение за освобождение чернокожих, от которых пламя перекинулось на все другие угнетенные группы – женщин, мексиканцев, коренных жителей, азиатов, геев – и мобилизацию против Вьетнамской Войны. Международное антиколониальное движение за независимость потрясало Африку. В 1959 году Куба придвинула фронт социалистической революции на расстояние 90 миль от границ США.

Это неспокойное время было испытанием для марксистов, которые привыкли в центр своего внимания помещать традиционную рабочую борьбу. Большинство радикальных групп, в то же время, сознательно или бессознательно ассоциировали рабочий класс с белыми мужчинами, которые доминировали составляли большинство в профсоюзах и промышленности. Какую позицию должны были социалисты занять по отношению к новым  пассионарным массам? ССП была первой партией, которая постигла их потенциал и охватила эти движения.

Почему? Потому что основатели ССП ассоциировали себя и были частью всех социальных восстаний. Они связывали свой богатый опыт с марксистким пониманием того факта, что только рабочий класс имеет возможность  перевести человечество на следующий уровень развития. Их гениальность состояла в том, что они поняли, что новые движения были в любом случае движениями рабочих – самых угнетенных, и потому самых воинственных. Хотя эта точка зрения кажется неожиданной, она прямо проистекает из идей ранних социалистических мыслителей, таких как Маркс, Цеткин, и лидеров русской революции Ленина и Троцкого.

Все эти первопроходцы прямо указывали, что самые угнетенные слои населения всегда являются двигателем перемен, и Ленин и Троцкий особенно внимательно обсуждали значительную разницу в сознательности и готовности к действиям между привилегированными и наиболее угнетенными рабочими в империалистических государствах наподобии США.

Основатели ССП покинули Социалистическую Рабочую Партию из-за ее неспособности распознать унаследованный революционный характер борьбы за освобождение темнокожих и женщин. Они также не разделяли мнения СРП о том, что в Китае после 1949 года было создано истинно рабочее государство.

Но они не стали бы покидать СРП, если бы у них была возможность продолжать борьбу на своих позициях. Антидемократическая политика внутренних дебатов СРП вынудила их продолжать свою борьбу в одиночку, и так появилась на свет ССП.

Акцент на борьбе за освобождение темнокожих и женщин. Теория революционной интеграции, которую основатели ССП предложили для обсуждения в СРП в 1963 году, базировалась на убеждении, что борьба афроамериканцев за освобождение перерастет в движение за преобразование всей капиталистической системы. Прогресс движения за права человека и образование организации Черных Пантер подтвердили этот тезис.

В 1966  году в памфлете, названном «Почему мы покинули СРП», мы объясняли, что  ведущая роль женщин в борьбе за гражданские права, антивоенном и прочих движениях не была случайной,  и одновременно указывали, что тот факт, что женщины до сих пор остаются на задворках рабочего и профсоюзного движения, является признаком деградации оного.

Этот памфлет явно указывал на то, что угнетение и особая эксплуатация женщин – жгучая несправедливость, устранение которой лежит на пересечении политических и социальных движений.

Теория перманентной революции, разработанная Троцким, обсуждает вопрос о том, что в данных исторических условиях даже самые базовые демократические требования могут быть удовлетворены только при построении социализма. Сегодня неудовлетворенные требования и связанные интересы женщин, афроамериканцев и других PoC (реоple of color, «цветные люди» – прим. перев.), мигрантов и ЛГБТ – наиболее угнетенной части рабочего класса – являются тем топливом, которое поддерживает пламя борьбы. Программа борьбы, провозглашаемая ССП, основывается на идеях социалистического феминизма.

Первые годы ССП были испытанием на прочность – насколько хорошо политическая практика будет совпадать с феминистическими принципами и принятыми в троцкистском движении нормами. Когда Клара Фрейзер, одна из основательниц партии, решила развестись со своим мужем Диком, также одним из основателей, с его стороны последовала враждебная реакция – как во внутрипартийной политике, так и в суде. Он оспаривает правомерность ее опеки над сыном, обвиняя ее в половой распущенности и пренебрежении своими материнскими обязанностями на том лишь основании, что она работала вне дома!

Большинство в партии поддержало Клару Фрейзер, и партия раскололась. Вскоре после этого состав ССП стал полностью женским. Но по прошествии некоторого времени в партию начали вступать наиболее сознательные мужчины, которые тоже приняли участие в феминистическом движении.

В 1967 году Фрейзер и ее коллега Глория Мартин вместе с молодыми участницами Движения Студентов за Демократическое Общество создали объединение Радикальных Женщин. Начав с задачи упрочнения позиций женщин в левом и антивоенном движении, РЖ впоследствии заняли положение социалистического крыла феминистического движения. В 1973 году они формально объединились с ССП, став ее сестринской организацией.

Активисты держат марку. ССП всегда верила в то, что ее предназначение состоит в строительстве движения  за радикальные преобразования общества. Здесь приведены одни из многих примеров нашей деятельности.

Мы убедили афроамериканских активисток, боровшихся против бедности, организовать солидарную компанию за право на аборт, которая привела к легализации абортов за три года до дела Роу против Уэйда (историческое решение Верховного Суда США относительно законности абортов – прим. перев.).

Члены ССП возглавили процесс повторного вливания открытых радикалов в профсоюзы после схождения маккартизма со сцены.

Мы были первопроходцами в борьбе за освобождение геев. Мы участвовали в исторической борьбе коренных американцев в их борьбе за право на традиционные рыбные промыслы, против бедности и притеснений правительством, и не только.

Женщины – члены ССП и РЖ своим примером доказывали, что «неженских профессий» не существует, как не существует и «неженских» профсоюзов. Они работали – и участвовали в профессиональных организациях – в таких отраслях, как вождение автобусов и грузоперевозка,   сварка и металлообработка, покраска и обработка древесины, железнодорожной индустрии, пожаротушении и  обслуживании электрических сетей. Фрейзер выступила инициатором программы борьбы за права женщин в компании «Сиэтл Сити Лайт» в 1974 году – и была затем уволена за то, что возглавила забастовку рабочих, не состоявших в профсоюзе. Ее борьба продолжалась восемь лет, но массовая поддержка позволила ей  добиться правды в суде – она выиграла противостояние с администрацией по вопросу о политической дискриминации активистов!

Посреди этих баталий партия не прекращала прорывную работу теоретического плана. Мы развили анализ угнетения геев как следствия угнетения женщин.  Мы изучали теоретическое наследие Ленина касательно национального вопроса, и применяли адаптировали его наработки для нужд растущего Чикагского движения. Мы пришли к заключению о том, что пока мексиканцы не консолидируются на основании своей национальной идентичности внутри США, их угнетение  на основании их расовой принадлежности и связанности с Мексикой будет предотвращать их полноценное участие в освобождении рабочего класса как единого целого.

В 1981 году, наши товарищи – PoC внутри партии и среди РЖ совершили больший шаг к самоорганизации в единое национальное объединение. Объединение развивается и ищет пути взаимодействия с движениями РоС, развивает среди своих участников лидерские команды, и помогает разрешать проблемы межрасовых взаимоотношений внутри ССП и РЖ, когда таковые возникают.

Национальное и интернациональное участие. Зародившись в Сиэттле, ССП отпраздновал свое десятилетие распространением на Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Вскоре появились отделения в Портленде и Сан-Франциско. Жизненно важной частью программы развития в движения в общенациональном масштабе стало создание газеты «Социалисты за Свободу»

В поздних 70-х мы участвовали в создании Комитета за Революционную Социалистическую Партию (КРСП), что было важной попыткой объединения с другими троцкистскими организациями. Он включал как представителей левых течений США, так и латиноамериканского троцкистского движения Морено.  К сожалению, КРСП оставил в стороне вопросы феминизма. Однако один из его важных участников, Мюррей Вайс, бывший в течение длительного времени лидером СРП, вступил в ССП и внес большой вклад в наш феминистский и интернациональный анализ.

Тем временем, наступление рецессии 70-х годов ознаменовало общий экономический упадок мировой капиталистической системы, с неизбежно следующей волной политической реакции. С началом 80-х США вошла в эпоху Рейгана, и всем угнетенным, включая рабочих,  пришлось встретить лицом к лицу новое наступление реакционных сил.

Такие титанические сдвиги всегда несут с собой для левых сил и кризис, и новые возможности. Перед ССП встал вопрос о том, как партия сможет ответить на этот вызов. Окажется ли она способна поддержать борьбу за свою программу, принципы и надежды на социалистическое будущее? Начиная с поздних 70-х, североамериканские рабочие и их профессиональные организации оказались под непрекращающимся натиском реакционных сил на все завоевания рабочего движения за более чем сотню лет – натиском, который все усиливается вплоть до наших дней.

Финансирование социальный программ сокращалось. Преследование профсоюзов становилось повсеместным. «Борьба с наркотиками», обернувшаяся разгулом расизма, породила бум тюремной индустрии, подпитываемый бесконечным потоком новых жертв «правоохранения». Победы таких движений, как  движение за реабилитацию дискриминируемых и за право на аборт были с трудом одержаны незадолго до того, как это движения начали приходить в упадок. Движения за права геев встретили ожесточенное сопротивление растущего «правого крыла». Разница в доходах верхушки богачей и остального населения стремительно росла.

Так же полно, как мы участвовали в потрясающих восстаниях 60-х и ранних 70-х, мы теперь приняли участие в развивающихся событиях, оказавшись в центре атак против рабочего класса и его отчаянного сопротивления.

Не только возвращение, но и движение вперед. Антикоммунистическая лихорадка, присущая Холодной Войне, достигла своего пика в годы президентства Рейгана. Для ССП это вылилось во множество судебных баталий, в которых как отдельные члены, так и партия целиком защищали право быть оппонентами капиталистической системы. Хотя в судебных разбирательствах партия пользовалась поддержкой самоотверженных и принципиальных юристов, зачастую работавших на общественных основаниях, партия понимала, что успех в такого рода делах всегда зависит от народной поддержки. Мы организовали соответствующие действия и одержали несколько важных побед даже в таком неблагоприятном климате.

В той истории, которая стала известна как дело Фривей Холла – восьмилетней саге, начавшейся в 1984 с того, что бывший член партии попытался добиться разглашения конфиденциальной внутрипартийной переписки, партия получила помощь от рабочего движения, правозащитных групп и добилась установления Вашингтонского государственного прецедента, защищающего права организаций на конфиденциальность.

В то же время, неофашисты решили превратить северо-запад США в «арийскую землю». ССП занимает ведующие позиции в распознавании и противодействии этой новой угрозе.

Мы продвигали стратегию широкого, воинственного противостояния лицом к лицу с нацистскими общественными организациями, ибо нет лучшего способа вовремя обескуражить их. А если эти организации становятся массовыми, то остановить их становится крайне сложно. Сиэттлское отделение ССП возглавило в 1988 процесс образования Объединенного Фронта Против Фашизма, который сыграл решающую роль в предотвращении достижения нацистами своих целей.

Каждое отделение партии участвует в борьбе с фашистами. В последнее время все больше внимания обращается на анти-иммигрантское движение Минитмен (“Минутная готовность” – прим.перев.) Также продолжается защита абортивных клиник силами ССП и РЖ.

Но партия не оставалась в положении глухой обороны даже во временя Рейгана и Буша – старшего. В то время, когда новые партийные ячейки пускали корни в США, первопроходцы основали ячейки ССП и РЖ в Австралии (1983), сделав революционный феминизм международным движением. Следующий год был отмечен дебютом нового периодического издания, Газеты Свободных Социалистов Австралии. ССП в Австралии проявила особую активность в движениях аборигенов за правосудие и профсоюзы, в антинацистской работе, в движении за защиту репродуктивных прав (вместе с РЖ), активно контактрую при этом с другими феминистскими и леворадиклаьными организациями в Азии.

И в Австралии, и в США наши товарищи баллотировались в органы местной власти. ССП не питает иллюзий по поводу изменения системы посредством ящика для голосований, но выборы – это одна из лучших площадок для обращения к широким массам населения и популяризации среди них социалистических идей. Именно этим мы и занимались, проведя энергичные предвыборные кампании в Нью-Йорке, Калифорнии, Орегоне, Вашингтоне и австралийском штате Виктория. При этом мы вступали во все альянсы с другими левыми силами, которые только были возможны.

Падение СССР повлияло на социалистов всего мира. В то время, когда ССП совместно с другими социалистами в капиталистических странах старались не быть выбитыми из колеи во время неблагоприятных 80-х, мировые события приняли драматический оборот с появлением профсоюза “Солидарнось” в Польше.

Когда борьба за демократические преобразования широко распространилась по всем “пролетарским государствам” советского блока и самого СССР, возникла возможность политической революции против Сталинизма, которая могла бы свергнуть ненавистную бюрократию, но сохранить социальные завоевания строя. Другими словами, глубокая встряска, которая должна была развернуть страну не в сторону капитализма, а в сторону социализма – направлении, с которого советские страны свернули из-за сталинизма и неблагоприятного капиталистического окружения.

Это было бы громадным подспорьем для рабочих всего мира, так что партия посвятила себя изучению развития тех демкратических движений, писала о них, помогала им по мере возможности. Представитель партии Доуг Бернс отправился в 1988 году в СССР, чтобы на месте изучить горбачевскую “Перестройку и гласность” и наладить выпуск работ Троцкого на русском и английском языках.

Бернс обнаружил множество подтверждений тому, что обобществленная экономика СССР предоставляла работу, жилье, здравоохранение и образование для всех. До для предотвращения возврата к капитализму одновременно с разрушением сталинистской системы, было необходимо наличие организованное и сознательное лидерство социалистов в демократическом движении – а такового в наличии не было.

Паденение “пролетарских государств” Советского блока, какими бы деформированными они ни были, все равно стало настоящей трагедией для международного рабочего движения. Оно обракло народ этих стран на рыночное рабство и устранило последнюю преграду перед империалистической агрессией Запада по всему миру.

В то же время, падение Советского блока поставило под вопрос само существование троцкизма. К сожалению, посреди повсеместного капиталистического триумфа по поводу “смерти коммунизма”, множество троцкистов по всему свету пали жертвами повсеместной деморализации среди коммунистов и им сочувствующих. Так произошло в случае Четвертого Интернационала (ОСЧИ – Объединенный Секретариат Четвертого Интернационала – прив. перев.) – он перестал быть организацией ленинско-троцкистского типа, а стал расплывчатой ассоциацией реформистов.

То же самое было верно и для некоторого числа членов ССП, которые покинули организацию в это время. В этот список попали трое ведущих товарищей из ячейки в Сан Франциско, которые постарались прикрыть свое отступничество конфликом с партийным руководством и товарищами из свей же ячейки. Но и для товарищей, которые покинули нас (в самый разгар избирательной компании Мерли Ву на пост губеррнатора Калифорнии), мы можем пожелать только счастливого избавления от бремени активизма, и уверить их, что мы справимся и так.

Новые приоритеты на изменившейся мировой арене. С расподом СССР, Куба единомоментно стала намного более изолированной и уязвимой, и ССП интенсифицировала свою работу по защите Острова Свободы. Благодаря нашему нажиму и пермональному общению с представителем Кубы и Федеранией Кубинских Женщин как в США, так и на Кубе, мы убедили многих на острове в необходимости пересмотра сталинистского наследства, которое мешало политическому развитию Кубы. Мы видели, что у Кубы есть возможность оживить мировое социалистическое движение и возглавить перегруппировку революционных сил.

Это возрождение было крайне необходимо (и становится все более необходимым), так как США, после того как стали единственной сверхдержавой мира, немедленно расширили экономическую и военную экспансию для поддержания на плаву своей экономики.

США подавили восстания в Никарагуа, Гаити, Сальвадоре и Гватемале, разрушила Ирак во время первой войны в Персидском Заливе, вторглась в Панаму и Сомали. Воспользовавшись Балканскими Войнами 1991-2001 гг, США добили остатки рабочего государства Югославии.

Кроме того, США навязывала всей планете неолиберальную политику для упрочнения собственных экономических позиций в мире. Как писал Гэрри Ходдерсен в книге “Невидимое полушарие: Перманентная революци и неолиберализм в Америках”: “Резкое сокращение протекционистских тарифов, дерегулирование банковской сферы и промышленности, …. приватизация природных ресурсов и общественных служб, и разрушение движений в защиту труда и окружающей среды – все это были части единой новой игры”.

Это бешенное наступление вызвало в ответ движение мирового масштаба против корпоративных глобализаций, широко известное благодаря случившейся в 1998 году «битве в Сиэттле» против ВТО – в ней ССП тоже принимали активное участие. Но несмеотря на это, анализируя прошедшие события, мы убеждаемся, что должны были лучше распознать значительно происходивших событий, и участвовать в них еще более широко.

Мы учли эти соображения, и на события 9 сентрября 11 года посследовала молниеносная реакция. Мы немедленно выпустили специальный номер “Социалистов за Свободу”, где сразу же выступили против вторжения в Афганистан и затем Ирак. Затем мы организовывали движения против липовой “войны с терроризмом”, обрушившейся на мигрантов и в США, и в Австралии.

Смотрим в будущее. В 1995 и 1998 умерли испытанный лидер ССП Глория Мартин и основатель ССП Клара Фрейзер, что стало грустными вехами в истории партии и “Радикальных женщин”.

Сексисты, которые есть и среди леваков, не могли себе вообразить, как возможно товарищество мужчин и женщин феминистских взглядов, и распускали слухи о том, что ССП – не более чем личный культ Клары Фрейзер. Они же предсказали неминуемый распад ССП после ее смерти. Спустя десятилетие после этой даты мы все еще сильны, и рады доказать, что они ошибались.

ССП верит в то, что мы должы несли трудящимся и угнетенным наши идеи троцкистского феминизма. Мы развиваем свои теоретические и аналитические способности и обмениваемся опытом с другими активистами множеством различным способов, включая регулярные группы по изучению литературы, общественые форумы и кружки образования, специальные программы интенсивного обучения, внутренние дискуссионные издания, и организацию регулярных конеренций.

В 1988 году мы основали издательство Red Letter Press, в 1988 запустили портал www.socialism.com, увеличили частоту издания “Социалистов за Свободу” до 6 раз в год в 2004 году. В 2000 нами совместно с “Радиклальными Женщинами” и растущим Товариществом PoC был проведен четверый национальный пленум, на котором обсуждались наиболее актуальные вопросы, включая иммиграцию, тюремно-промышленный комплекс, вопросы расизма и антисемитизма.

Сегодня, в самый разгар анти-империалистического движения в Латинской Америке, ССП занимается изучением вопросов латиноамериканской борьбы и работает над развитием связей с латиноамериканскими революционерами, в особенности с другими троцкистами. Это взаимовыгодные отношения, в активе которых мы имеем глубокий интерес к своей программе социалистического феминима со стороны латиноамериканских товарищей и углубляем свое понимание политических процессов.

ССП старается объединять уроки марксистской истории с интервенционистским, творческим подходом к настоящему. Наша сила лежит в диалектическом подходе, который дает возможность здраво анализировать противоречивую реальность; в нашем стремлении как феминистов к помощи наиболее угнетенным и в оптимистической вере в силу классовой солидарности. Мы уверены, что следующие годы будут временем роста как для партии, так и для предпосылок к грядущей международной социалистической революции.

Меган Корниш

Источник




Loading...



Залишити коментар